Развивающий центр vs мамина школа. Экспресс-система развития малыша

Подруга рассказала мне про один центр раннего развития. Про то, что там индивидуальный подход к каждому ребенку, что дети сами не замечают, как учатся, все в игровой форме, и так далее. В ученики берут с девяти месяцев, то есть с Сашей уже можно было идти. Да и занятия проходили в удобное нам время. Решила попробовать. В группе было пять карапузов от десяти месяцев до года с хвостиком. Когда мы пришли,  все уже сидели в на полу с мамами и мы расположились рядом.

— Смотри, малыш, это — платье, платьице!  - с милой улыбкой очаровательная девушка протянула Саше крохотный, напоминающий кляксу, магнитик. Саша с удовольствием взял магнит и, само собой, попытался его съесть.

-  Нет- нет, малыш, платье не едят. А вот пиджак. Нет, пиджак мы тоже не едим! Это же одежда, о-д-е-ж-д-а!” — девушка приклеила к доске магниты, весьма отдаленно напоминающие одежду. Дети поползли по сторонам. Девушка, назовем ее Алена, закончив рассказывать внимательно слушающим мамам, какая бывает одежда, включила песенки.

После “перемены” все снова сели в круг и Алена, показывая указкой на числовой ряд стала учить считать… до сорока. Алена объяснила мне, что некоторые дети “ходят уже давно” — месяца по три. И мне не стоит переживать, что Саша в десять месяцев еще не умеет считать до сорока. Предполагалось, видимо, что остальным это как нечего делать, просто сказать еще не могут. 

Дальше дети вытаскивали деревянные цифры из макаронин и бусин, не понимая, почему нельзя вытащить все, что они хотят и раскидать по полу.  Мамы напрягались — дети делали не то, что от них ждали. Милая Алена успокаивала и говорила, что это ничего, они научатся, очень скоро, она в них во всех верит. В конце девушка раздала детям самодельные кубики-погремушки с надписями слогов, и вместе с ними “читала”. Саше явно нравилась эта девушка с певучим нежным голосом, и он в знак признательности, схватил ее за нос. Остальные дети задумчиво смотрели на звонкоголосую Алену и разбрасывали кубики по комнате.

Конечно же, это был наш единственный поход в развивашку с Сашей. Но это было отличным поводом вспомнить про основные этапы развития и набросать план моих занятий, которые уж точно будут эффективнее занятий в развивашке. Плохой пример тем хорош, что вызывает чувства вроде: “да я лучше могу!”

И первое, что пришло мне на ум после посещения этого, по многим критериям неплохого детского центра, это то, что нужно учитывать зону ближайшего развития. Пожалуй, мой опыт знакомства с разными системами раннего развития можно разделить до и после того, как я узнала о том, что такое зона ближайшего развития ребенка или сокращенно ЗБР. Учитывая ЗБР, уже гораздо проще разобраться во всех этих методиках и понять, как их применять для своего ребенка.

Итак, зона ближайшего развития — это задачи, которые малыш сейчас может выполнить только с помощью взрослого. Тогда взрослый, помогая, как бы “дотягивает” созревание нового навыка, и ребенок развивается быстрее. Если ребенок не может справиться с задачей даже вместе со взрослым, это зона потенциального развития.

А то, что ребенок уже может делать сам — зона актуального развития. При этом важно, что ребенку всегда нравится деятельность в зоне ближайшего развития, и он сам будет стараться, даже если ему тяжело.

Например, малыш только встав на ножки, все время хочет стоять. Стоять с опорой — его зона актуального развития, ЗБР — стоять без опоры и первые шаги. А езда на велосипеде — зона отдаленного потенциального развития.

Если взять основные направления для развития, и рассмотреть их по принципу ЗБР, то легко составить такую табличку (шаблон можно скачать здесь)

 

Направления развития для Сашули На данный момент умеет/любит Следующий шаг (ЗБР) Мои действия
Моторное -ползает, стоит с опорой

-катает мячики по полу и ползет за ними

— играет в воде, ныряет со взрослым
-самостоятельная ходьба;

-развивать чувство равновесия;

— развивать моторику пальцев;

— ползание;

— ныряет, “плавает” на руках у взрослого
-развитие мышц: зарядка, массаж;

-развитие вестибулярного аппарата (кружить, катать, скакать, стоять без опоры, упражнения на фитболе и пр.)

-игры на мелкую и крупную моторику

-продолжать развитие навыков ползания;

-плавание
Зрительное -любит рассматривать яркие простые картинки, яркие игрушки, природу -различать цвета и предметы на картинках и в жизни, -сопоставлять рисунки и фото с предметами в жизни -рассматривать картинки в книжках, называть предметы и простые действия

-рассматривать природу на прогулке
Эмоциональное -любит общение со знакомыми взрослыми и детьми, есть свои “шутки”, которым он смеется продолжать формировать базовое доверие к миру -объяснения простых действий;

-повторение “агуканий” малыша;

-обнимашки 🙂
Речевое -выражает эмоции звуками

-повторяет простые звуки “ам-ам”, “ать”, “ба-ба” и т.д.
-называть простыми словами предметы и действия (“ам-ам”, “дай”, “ням-ням” и т.д.) Формировать связь действий с простыми словами

-обогащать лепет, используя новые слова ,состоящие из одинаковых слогов “га-га”,”ко-ко” и тд
Аудиальное -любит слушать детские песенки, веселую музыку, музыкальные игрушки

-слушать и понимать песенки и потешки;

-понимать простые действия
— для понимания слов песен и потешек показывать предметы и действия из песенок;;

-слушать звуки природы на прогулках и аудио;

— учить понимать и откликаться на простые действия (погладь кису, дай мячик и тд)
Познавательное Любит:

— заглядывать в ящики

— изучать новые предметы

-трогать необычное на ощупь

-наблюдать за действиями
интерес и понимание окружающих действий

простые манипуляции с игрушками (сложить в корзинку, снять бусины со шнурка и тд)
-элементарные сравнения обобщения в игра;

-простые игры с предметами и игрушками (“где киса?”, “кто на картинке?” “Собачка кушает” и тд);

— объяснения действия на прогулках (детки бегают, гули-гули ходят)

В книгах и интернете полно идей для игр по разным направлениям, которые несложно будет найти или придумать свои с малышом. Учитывая ЗБР, Вы не будете тратить время на неинтересные ребенку игры и деньги на неактуальные игрушки. К тому же, для детей часто развивающими можно назвать занятия, на которые мы не привыкли обращать внимание. Потому что развивающие игрушки рекламируют, а бытовые действия нет. Хотя, скажем, кормление голубей на прогулке стимулируют любознательность, расширение кругозора, слуха, речи (если приговаривать гули-гули) логику (если сыпать зернышки, голуби прилетают, а сказать “кышшшш” и топнуть — улетают).

Заметьте, у ребенка до года в зоне ближайшего развития нет ни счета ни чтения. У него полно важных задач, более подходящих для его возраста. Хотя я занималасьсо старшими детьми обучением чтению по карточкам Домана, о чем писала вот здесь. Ну да, читать дочь начала года в полтора и читает сейчас чуть быстрее, чем сын. Она быстрее стала читать целыми словами.  Но все же сейчас я придерживаюсь мнения, что нужно решать задачи, актуальные для каждого возраста. Скорость чтения у детей быстро выравнивается. Чтению и счету проще и интереснее можно научить ребенка в более осознанном возрасте, когда он будет понимать, зачем это. А время, потраченное на ежедневную подготовку карточек лучше потратить на себя или на обнимашки с ребенком. Ну, или голубей сходить покормить. 

 


Екатерина Вольнова

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *